Четверг
25.04.2024
21:56
Форма входа
Категории раздела
История Чуйского тракта [1]
Чуйский тракт сегодня [0]
Прочее [1]
Поиск
Опрос сайта
Оцените этот сайт
Всего ответов: 32
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

МЕМОРИАЛ СТРОИТЕЛЯМ ЧУЙСКОГО ТРАКТА

Каталог статей

Главная » Статьи » Чуйский тракт » Прочее

Есть над Чуей рекою дорога...
«Есть над Чуей рекою дорога…»

     Многим из нас хорошо знакома песня об отчаянном шофере Кольке Снегиреве. О его страстной любви к коллеге по шоферскому труду красавице Рае. Песня звучит всегда столь достоверно, что кажется, что ее сюжет списан с реальной истории, случившейся однажды в горах Алтая. Но давайте посмотрим, что пишет об истории создания стихов к этой песне в журнале «Сибирские огни» (№ 9 за 1965 год) их автор Михаил Петрович Михеев:

     «…Я жил тогда в Бийске, в городе у начала Чуйского тракта. Работал электриком на авторемзаводе «Совмонголторга» («Совмонгтувторга» - В. Ш.)…

     Обожженные солнцем и морозом, отчаянные шоферы Чуйского тракта пригоняли в ремонт машины. Рассказывали нам, монтажникам, о их опасной, окаянной работе… с которой им почему-то не хотелось уходить.

     Колька Ковалев был одним из моих товарищей. Вместе учились, вместе закончили школу. Колька потом стал шофером, а я любил электротехнику.

     Колька ездил по Чуйскому тракту. В его разговоре появились выражения «буксану, надавил на железку»…

     Подружку Кольки Ковалева, маленькую задорную девушку, звали Рая… нет, она не работала шофером. Она была кондуктором на городском автобусе.

     Мы часто собирались вместе: мы были друзьями. Это была хорошая, внешне грубоватая, но искренне и безыскусная дружба. Естественно, мне захотелось ее как-то увековечить. И я по привычке взялся за карандаш.

     Помню, первые строчки я набросал на обороте рабочих нарядов, тут же в мастерской завода, интуитивно понимая цену выдумки, превратил Раю в шофера, а Кольке изменил созвучную фамилию…

…Полюбил крепко Раечку Коля.
И всегда, где бы он ни бывал,
Средь просторов курайского поля
Форд зеленый глазами искал…

     Романтически сгущая обстоятельства, я придумал своему и ныне здравствующему и работающему другу трагический конец:

…И, как птица, зеленая АМО
Над обрывом повисла на миг,
Говорливые чуйские волны
Заглушили испуганный крик…

     Романтика действовала на людей без промаха. Потом мне показывали на Чуйском тракте место, где разбился Колька Снегирев…

     Я подарил песню Кольке. Мы часто пели ее, собираясь вместе… Распевали ее и на свадьбе Кольки и Раи. А потом песню развезли шоферы по Чуйскому тракту и по дорогам Сибири»…

     Сразу прошу прощения за столь пространную выдержку из статьи, но она мне нужна не столько для того, чтобы читатели уверовали в реальность прототипа Кольки Снегирева Николая Павловича Ковалева, сколько для того, чтобы, анализируя этот отрывок из статьи, рассказать о самом Ковалеве.

     Действительно, 12 января 1931 года Ковалев и Михеев получили удостоверения об окончании Бийской профессионально-технической школы по подготовке монтеров сельскохозяйственных машин, орудий, тракторов и трактористов-механиков, куда были приняты в 1926 году.

     Михеев, уже писавший в это время небольшие стихотворения и рассказы, посещал литературный кружок при редакции газеты Звезда Алтая», где занятия с начинающими проводили Афанасий Коптелов, Илья Мухачев и другие работники редакции. Кроме того, Михеев в это время работал в окружном правлении общества «Автодор», а Николай Ковалев был членом бюро «Автодора» в школе.

     Выпускники профессионально-технической школы могли работать кузнецами, слесарями, столярами, проводить тракторно-монтажные работы. Словом, были мастерами на все руки. Практически все выпускники того года попали на Чуйский тракт – в то время главную автомобильную дорогу Западно-Сибирского края.

     Николай Павлович Ковалев работал шофером на Чуйском тракте с 1932-го по 1937 годы.

    В 1938 году он поступил работать мастером моторного цеха Бийской автобазы «Союзсовхозтранса», откуда 8 июля 1941 года ушел на фронт. Принимал участие в оборонительных боях под Москвой, в районе города Истры. Весной 1942 года награжден медалью «За отвагу». А в начале лета Рая встретила на Бийском вокзале своего мужа-инвалида.

     То ли от лекарств, то ли от заботы и настоящей любви к нему, но Николай стал поправляться, встал на ноги, а с 1 января 1943 года вышел на старое место работы, чтобы помочь стране и семье в тяжелую годину военного лихолетья. Прошла война, но полученная болезнь осталась.

     В 1949 году, чтобы подлечиться, Николай Ковалев с семьей уезжает из Бийска на курорт «Лебяжье», но уже в начале 50-х годов возвращается в родной город. Долгие годы он работает шофером при Бийском горкомхозе и конторе по благоустройству города.

     …Большой двор городской конторы по благоустройству подметал худой человек, и никто не мог подумать, что это прототип Кольки Снегирева, о котором так часто поют…

(Использован литературный материал Н.В. Шипилова)
    

Категория: Прочее | Добавил: Grey (09.04.2011)
Просмотров: 4995 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 GinkimeSmance  
0
Здравствуйте, это тестовый прогон для составления блэка.
Если вы не хотите больше получать сообщения от нас пожалуйста напишите ваш URL в аську.
ICQ 594205421

Спасибо за внимание. После прочтения пост можно удалить.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]