Освоение Чуйского тракта началось в результате добровольного
вхождения в 1756 году южных алтайцев в состав Российской
империи. Первые письменные сведения о
том времени встречаются начиная с 1788 г., когда русские
купцы впервые достигли реки Чуи у Курайской степи.
Когда торговые отношения стали
принимать регулярный характер, русские построили первые избушки на Чуе, на
месте, которое теленгиты называли Кожо-Агач. Пионерами торговли были бийский
купец Хабаров и житель Змеиногорска Токарев. Чуть позже к ним присоединились
бийские и змеиногорские купцы. В 1864 г. в Кош-Агаче было уже 10
избушек-складов, а бийский купец Гипев даже построил себе жилой дом. В это
время Чуйский торговый путь представлял собой горную тропу, передвигаться по
которой можно было только верхом, особенно тяжелым был участок от Онгудая до
Кош-Агача, где товары могли перевозиться только вьючным способом.
Вопрос о необходимости прокладывания удобной
дороги по Чуйской долине впервые возник в середине 1860-х гг. В течение 60-90-х
гг. рассматривалось несколько проектов строительства дороги. По максимальной
смете предполагалось не только соорудить дорогу, по которой можно было бы
передвигаться на телегах, но и построить шестнадцать постоялых дворов для
отдыха и смены лошадей. Многочисленные проекты этого времени остались на бумаге
из-за отсутствия средств.
В начале 90-х гг. более или менее удобная дорога была
устроена на всем протяжении от Хабаровки до Кош-Агача. Но, несмотря на эти
хлопоты, передвижение по тракту оставалось затруднительным, особенно в осеннее
и зимнее время.
Строительство на Чуйском тракте началось весной 1901 г. Были
привлечены крестьяне близлежащих деревень и сел, всего в строительный сезон
1901 г. в работе участвовало от 80 до 158 рабочих. Бийские купцы организовали
подписку в пользу дороги среди лиц, торгующих в Монголии, и в короткий срок
собрали 10000 рублей.
В середине 1903 г. строительство колесной дороги было
завершено на всем протяжении от Онгудая до Кош-Агача. На строительство было
затрачено около 80000 рублей, или в среднем около 160 рублей за версту. Однако
полученный результат был еще далек от совершенства.
После строительства
Чуйского тракта ремонтные работы не проводились, и к 1914 г. тракт находился в
"прежнем первобытном состоянии".
Летом 1914 г. в Горный Алтай была направлена экспедиция,
которую возглавил инженер ведомства путей сообщения В.Я. Шишков, будущий
известный писатель. Они проделали огромную работу по трассировке будущего
тракта и составлению карт, но дальнейшие изыскания были прерваны начавшейся
Первой мировой войной, событиями революции и Гражданской войны.
Новые
восстановительные работы на Чуйском тракте были начаты лишь в 1922 г. Был
построен мост через Чую около Кош-Агача, в 1923 г. были построены три парома
через Катунь на двенадцать подвод каждый.
В 1924-1925 гг. развернулись
ремонтно-дорожные работы в горной части тракта. Они велись вручную в труднейших
условиях. Именно тогда обсуждался вопрос о выборе направления дороги. Были
сторонники левобережного, действовавшего в то время направления: Бийск -
Алтайское - Черга - Шебалино - Онгудай -Кош-Агач - и нового, правобережного
(Катунского): Бийск- Майма - Чемал -Каянча с соединением его со старым направлением
у бома Кор-Кечу. Третий вариант предусматривал соединение нового направления со
старым в селе Черга.
Был выбран Катунский вариант Чуйского тракта, который
значительно сокращал путь до советско-монгольской границы и создавал
благоприятные условия для связи областного центра с районами области и городом
Бийском. Несколько позже было решено сделать переход с правого берега Катуни на
левый в Усть-Семе, а новый тракт соединить со старым в селе Черга.
В 30-е годы вдоль тракта на расстоянии 15-20 км друг от
друга строились "командировки" - рассчитанные на 300-400 заключенных
концентрационные лагеря. Раскулаченные сибирские крестьяне стали дорожными
строителями. В районе Мыюты на берегу Семы находился женский лагерь. 10-12 тыс.
заключенных пробивали дорогу в многометровых снежных заносах и вели лесоповал
вдоль всей трассы.
В 1934 г. заключенными был построен крупнейший в СССР
наплавной понтонный мост.
Летом 1934 г. состоялся первый автопробег Бийск - Кош-Агач,
за 5 дней 28 грузовым и 2 легковым автомобилям предстояло пройти 1100 км
труднейшей горной дороги. В 1935 г. были построены и сданы в эксплуатацию
деревянный мост через реку Бию в Бийске и деревянный мост через Ишу, а также
мост через Катунь у села Усть-Сема. Год спустя было успешно завершено начатое в
1934 г. сооружение Ининского, первого в мире двухтросового висячего моста через
Катунь, спроектированного инженером С.А. Цаплиным.
Чуйский тракт на всем
протяжении Бийск - Майма - Усть-Сема - Черга - Онгудай - Иня - Кош-Агач -
Ташанта был сдан в эксплуатацию 1 января 1935 г.
В 1956-1957 гг. был осуществлен капитальный ремонт участка
дороги Усть-Сема - Шебалино. В 1959 г. в Усть-Семе построен новый
железобетонный мост через Катунь, в 1964 г. вступили в действие железобетонные
мосты через реки Бию и Ишу. В 1970 г, на 356-м км у села Иня был построен
железобетонный мост через реку Катунь вместо старого подвесного моста 1936 г. В
1984 г. была пущена в строй новая дорога через перевал Чике-Таман.
В 90-х годы
была построена обводная дорога и новый мостопереход, выводящий автомобили на
Чуйский тракт, минуя город Бийск. Сейчас Чуйский тракт важная транспортная
артерия Горного Алтая, связывающая регион с железнодорожными и водными путями
Сибири, а также федеральной трассой Москва - Владивосток.
Приветствую. Открыла для себя: я уже 4 года открываю сайты оперой, но только сейчас узнала о том, что у нее есть аддоны!!!!У меня естьhttp://www.opera-all.com/ - _великолепное предложение, а именно: начнем показывать кто что установил!
P.S. Я запостила в раздел this - туда? Если нет, переместите!
на данном интернет-портале http://www.justlady.ru/articles-145531-kak-podobrat-sebe-kamen - женский сайт вы сумеете почитать большой ассортимент умных статей на тему моды. здесь на вышеприведенном интернет-сайте все статьи выложены всем желающим.
Всем приветик! Давайте далиться последними просмотренными вами фильмами! Меня недавно впечатлил фильм Мужчина с гарантиейhttp://kinokorsar.ru/ - . По-моему отличный отечественный фильм про взаимоотношения людей. А вчера мы с мужем сходили на фильм Порочнакя страсть. Интересный фильм о семье, любовнице, деньгах, Тиме Роте и разрушении всего обыденного. Ричард Гир немного постарел, но актерская игра бесподобна! Какие еще фильмы вы можете посоветовать? хочется чего-нибудь в этом же духе.
Здравствуйте, друзья. Мы с мужем въехали в новую квартиру, ремонт в которой, похоже, не делался никогда. В связи с тем, что на ее покупку пришлось продать старый дом, отдать все сбережения и даже немного занять у родителей, финансовая ситуация не позволяет воспользоваться услугами ремонтных бригад. А, тем не менее, у нас маленький ребенокhttp://strojdomsam.ru/ - , который просто не должен жить в таких условиях! Вот я и думаю, как максимально сэкономить на ремонте и хотим попробовать сделать его своими руками. Но дело в том, что у нас нет никакого опыта, поскольку муж больше головой работает, чем руками, да и боюсь, что придется потом переделывать все и исправлять, а это может повлечь еще большие расходы. Поделитесь опытом, может кто-то знает, как сделать ремонт подешевле и за что можно взяться самим, а к чему привлекать мастеров. Заранее благодарна.
Нет ничего сложнее, чем купить подарок для дорогого, любимого мужчины или выбрать презент начальнику, другу. И нет ничего проще, чем сделать это у нас! Для решения всех проблем и создан наш Интернет магазин подарков. Одним из основных наших направлений является продажа подарков для мужчин. У нас всегда в наличии большой ассортимент подарочных наборов, от недорогих до элитных, например таких, как http://vam-podarki.ru/show_cat2.php?grid=6003 - набор шампуров. Рекомендуем купить набор для покера для азартных людей, которые увлекаются замечательной игрой - покер, они обязательно оценят такой подарок по достоинству.
здесь на этом веб-портале [url - http://ublaze.ru/ собран огромный ассортимент интересных статей. на тему http://ublaze.ru/forum/ftopic1164.html - Прошивка MID M7206 M799ca InfoTMIC x210. здесь на этом интернет-ресурсе все публикации выложены бесплатно, без прочей регистрации.
Очень обидно, что нет комментариев. Тысячи людей ездят по Чуйскому тракту. Я давно знал, как была построена эта дорога, жил в детстве в с. Онгудай, родился я в с. Советское. Но вот , почему-то, когда подъезжаю к Майме со стороны гор, становится совсем грустно...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]