Заголовок к этой небольшой статьи отнюдь не случаен. С таким или несколько иными по форме, но сходными по сути вопросами доводилось встречаться не раз. А действительно - ЗАЧЕМ? Зачем знать о людях, которые строили тракт. Зачем знать о условиях, в которых проходило строительство. Зачем знать, сколько наших сограждан, и мужчин и женщин полегло на создании тракта? Кому как, но для меня, да и, думаю, для многих, подобного рода вопросы попросту оскорбительны. Я точно знаю, что мои ближайшие родственники не привлекались и не участвовали в строительстве тракта. Не закончили свои последние дни в горах Алтая. Им довелось хлебнуть горя сполна в других местах. Один из дядьев был обычным бакенщиком на Лене. Посадили. За то, что он " планировал" менять обстановку на реке и тем самым отправлять суда и баржи на мели! Таковыми были его планы для сыщиков того времени. "Бред" сивой кобылы" - говорю им в ответ сегодня я. Но тем не менее он был посажен. лишь спустя годы был реабилитирован. Посмертно... Есть в моих архивах прелюбопытный документ: так называемый "план посадок" в 30 годах. План был спущен сверху для НКВД. К такой - то дате такая-то территория должна была отправить на нары такое-то количество лиц мужского и женского полу. Сегодня - это дикость. По тем временам - норма жизни. Вот и плодились по всей стране лагеря, куда шли и правые и неправые. Особой территорией в архипелаге ГУЛАГ значится район СИБУЛОНа, впоследствии ставшего СИБЛАГом. Для новосибирцев ближайшее место, где творился страшный беспредел – Искитим. А именно район станции Ложок, где жернова системы превратили в прах сотни людей. Для иных казалось счастьем попасть на Колыму, чем ждать своей участи в Ложке. Страшная история у Мариинска. Именно там была одна из центральных расстрельных тюрем Сибири. Бийск, Барнаул- отмечены тем же самым... Что касается тракта, то не зря утверждают, те, кто был очевидцем строительства - тракт построен на костях. На иных участках его в дорожном полотне до 10 - 15 тел невинно осужденных и брошенных в топку лагерной системы. А многие ли ныне путешествующих по Чуйскому знают об этом? Кто- то просто что-то слышал. Кто - то абсолютно в абсолютном неведении. И в первую очередь происходит это потому, что тема эта постоянно замалчивается, превращая нас в Иванов непомнящих родства. А кто из нас желает быть таковым? Уверен, - никто. А коли так, то давайте сообща, без революций бунтов и прочего просто ВОЗДАДИМ ДОЛЖНОЕ ПАМЯТИ безвестным строителям Чуйского. Это будет и по совести и просто по - человечески.... Каким видится Мемориал? Скажу сразу – не мощным гранитным обелиском или чем-то подобным. В первую очередь хочется видеть обычную часовню. Часовню, в которую каждый из путешествующих может зайти, побыть с собой и Богом наедине, поставить свечу в память об усопших ( и не только о тех, кто строил тракт) и во здравие живущих ныне. Согласитесь, ведь православные храмы и прочие подобные строения обладают удивительным свойством - они привносят элемент умиротворения. Успокоения, наконец. Для человека, который провел несколько часов за рулем и которому еще предстоит весьма нелегкий путь это очень важно! Конечно же, мемориал будет представлен не только одной часовней. Будет и обелиск. Решено, что мемориал будет поставлен в районе деревни Топучая, в районе моста через Сему, там, где имеются останки старого тракта. Почему выбрано именно это место? Причин несколько.
Во- первых, на этом участки тракта работали женщины , «командировка» ( понимай – «зона» ) располагалась километрах в десяти, на окраине Мыюты. Во- вторых, жители Топучей так же пострадали во время строительства. По воспоминанию Елены Чичериной, отбывавшей срок в Сиблаге именно на строительстве Чуйского, когда их привезли в Топучую, то деревня была пустая. Жителей вывезли в неизвестном направлении. А в их домах было расселено руководство строительства. Еще один немаловажный момент: буквально через пару километров от Топучей начинается затяжной подъем на Семинский перевал, который, считается своего рода рубиконом. Поэтому, небольшая остановка в дальнем пути перед «Семином» , уверен, будет не лишней. Тем более, что в районе мемориала планируется сделать небольшую зону отдыха. На сегодняшний день о готовности поддержать идею строительства Мемориала поддержали автоклубы Алтайского края, Новосибирска и Томска. Это здорово, когда отдать должное строителям Чуйского тракта решили люди, в жизни которых современный тракт значит очень многое. Поддерживает идею и церковь. Один из сторонников строительства настоятель церкви в Шебалино отец Павел Тайченашев. Есть поддержка от деревооб-рабатывающих предприятий Алтая. Можно не сомневаться, найдется еще очень много неравнодушных людей, считающих, что должно быть на тракте место, где каждый из нас сможет отдать должное памяти строителям одной из красивейших дорог Мира, коей является Чуйский тракт.
|